УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Историческая справка

 Давно известно, хотя, может быть, не всегда на это обращают внимание, что с древних времен первые переводчики на славянский язык Кирилл и его брат Мефодий понятием "Слово"переводили знаменитое греческое понятие "Логос". В древнегреческом языке значение Логос многомерно. Это и собственное слово, и закон всемирного развития, и закон жизни отдельного человека, и великая тайна бытия. Но одним из первых мирских слов на пути к познанию истины была азбука и школа - первичное звено в процессе образования, и формирования взрослого человека-созидателя. Логия - изучение. 

На старых грифельных досках детскими ручейками наших предсков выводились первые азы грамотности - аз , буки, веди, глагол,добро и живите... 

Учитель, первый наставник, вносил семена вечного и доброго в благодатную почву просвящения и цель его велика и возвышенна - провести человека по линии от познания к практике жизни. Кто мы и куда идем? Глубоко разобраться в самых первых шагах в жизни, ее корнях. В этом случае сей вопрос  из праздно-познавательного превращения в самый насущный, поняв истоки, мы поймем себя и свое место в современном мире. Каждый день, каждый урок начинается с молитвы и святоносный смысл этого действа очевиден, - без молитвы русский человек не начинал ни одного важного дела. Это прививалось с раннего детства также как потребность в труде. 

Радужно для России начался XX век. Как новый корабль, готовый к большим походам, вошла она стремительно в его объятия. Ничего не предвещало беды до первого потрясения в русско-японской войне и событиями 1905 года. В истории тоже есть подводные рифы. В царствовании Николая - в России открылось около 50 тыс. новых школ, 250 новых монастырей, сооружено более 10 тыс. новых церквей. К 1913 г. насчитывалось более 37 тыс. церковно-приходских школ, число учащихся в которых достигало 2 млн. человек (от общего количества населения 163 млн.чел.) ("Россия.Великая Судьба", с.625, М.2006).

С 1894 г. начальное образование в России стало бесплатным, а с 1908 г. - обязательным. 

Городское 4-х классное училище стало основным образовательным учреждением и по их количеству в уездных городах, таких как Каргополь, и по уровню даваемых знаний. К 1913 г. общий бюджет народного образования достиг колоссальных для того времени (да и для нашего времени) цифры - полмиллиарда рублей золотом, а темп прироста за 20 лет - 628 %. 

В 1909 г. начался великий промышленный подъем, и по темпам роста Россия вышла на абсолютное первое место в мире. Страна поставляла четверть мирового экспорта зерна. Население России неуклонно росло: в 1858 г. - 68 млн.чел, в 1897 г. - 116 млн.чел., в 1914 г. - 163 млн.чел. (без учета жителей Финляндии и Польши). 

За 56 лет население России увеличилось на 95 млн.чел., т.е. число жителей за полтора десятка лет увеличилось в 1,4 раза , а доля жителей России в мире возросла с 5 до 8 % (!). (Россия. Великая судьба",с. 616).

Лозунгом времени - второй половины XIX века стало просветительство и распространение знаний. За это время встала на ноги и добилась значительных успехов система народных школ в России. Поскольку грамотность требовалась повсюду, на каждом шагу, просвещение народа сделало огромный шаг вперед. Так в 60-е годы читать умело лишь 6 % населения, в 1897 г. - 21 %. Количество начальных школ выросло за вторую половину века примерно в 17 раз - к 1896 г. их было около 79 тыс. с 3800 тыс.учащихся. И всё же число грамотных людей в России далека не соответствовало потребностям времени. Две трети детей школьного возраста оставалось вне школ, так как население росло непомерно вверх, школы не могли охватить весь объем потреблением знаниями. Развивалось и среднее образование: его давали классические гимназии и реальные училища, относящиеся к платным. Возникли и женские гимназии. К концу века в России было около 600 мужских средних учебных заведений со 150 тыс. учащихся (примерно в шесть раз больше, чем в середине столетия) и около 200 женских средних учебных заведений с 75 тыс. учащихся. 

Число высших учебных специальных заведений выросло (во второй половине XIX в.) в четыре с лишним раза (с 14 до 63), в них обучалось около 30 тыс. студентов. Были всевозможные курсы, кружки, которые основывались земствами, комитетами грамотности  и различными благотворительными обществами. Число публичных читален выросло в три с лишним раза за полвека (с 280 до 862). К 1890 г. Россия стала третьей в мире (после Германии и Франции) по количеству названий выпускаемой литературы. Число типографий выросло за 50 лет в 14 раз - с 96 до 1300 (см "Каргопольская частная типография Савельева" в здании современной 1 школы).

Д.И. Менделеев на основе тщательных расчетов в демографии составил самый оптимистичный прогноз развития России в XX столетии; в том случае, "если она продолжит... реально начатый порядок развития всех видов промышленности , в том числе земледелия... Если с промышленностью русский народ начнет хоть немного богатеть, то он не перестанет плодиться и еще умножит прирост удваиваясь примерно в 40 лет." (Д.Менделеев, "Заветные мысли"). 

О распространении грмотности в России имеются точные данные только по переписи 1897 г. Тогда на 100 жителей ( не считая детей до 9 лет) приходилось 27 грамотных. В настоящее время процент этот без сомнения значительно выше. 

Развитие школ, уровень грамотности всегда зависит от многих социально-экономических факторов бытия. Показатель уровня народного образования населения состоит не в количестве школ и учителей в них, а в умении работать, приращивать темпы роста "богатеть" за счет полученных знаний, применяя их в работе. С учетом этой истины главный упор в школах велся на повышение навыков, умения производить материальное. Поэтому рукоделие, основы ремесел, как предмет был вторым по значимости после закона божьего и русского языка в церковно-приходских школах. В деревнях самой жизнью ислючались ничего не умеющие делать люди, ибо здесь натуральное хозяйство довлело над всем укладом бытия. Оно переходило в ремесленно-отходнический уровень развития местных кустарных промыслов, поскольку Каргопольский уезд не был промышленным. 

Народное образоваие было встребовано, ибо оно просто не могло быстро справиться с растущим количеством населения. Общий бюджет народного образования в 1913 г. в 0,5 миллиарда рублей золотом был ограничен , но и он не мог охватить запросы растущих проблем, связанных с обязательным и бесплатным с 1908 г. начальным образованием. Эквивалент затрат на народное образовние в то время был значительно выше затрат современных, в наше время. 

Рост населения России по расчетам великого ученого Д.И. Менделеева в книге "Заветные мысли" 1905 г. - "Если сохранятся тенденции роста в конце XIX в., то в XX в. и во второй его половине число русского народа возросло бы до 400 млн. человек со 125 млн. в конце XIX в. 

В 1909 г. в Каргополе (по архиву ГААО, 1065-4 № 547):

Число учащихся мужского полу - 257, женского - 188.

Бюджет города - до 13000 руб. расходы, долги 3030 руб. 

Средняя стоимость квартиры - 60 руб. в год. 

Плата прислуге - муж. - 72 руб. в год, жен. - 50 руб. 

Наемная плата чернорабочим - муж - от 40-80 коп., жен. - от 25-40 коп. 

Заработная плата учителя - у мужчин - 120 руб. в год, у женщин - 100 руб. в год. 

Из решений Каргопольской городской управы 1910-1914 г.г. В 1914 г. на стипендии учащихся выделено 20 руб. 

"Олонецким губернским земством отпущено 150 руб. Каргопольскому духовному училищу в 1914 году для выдачи пособия бедным ученикам и 100 рублей на покупку портретов Его императорского величиства". 

В 1915 г. в школах Каргополського уезда обучалось 3000 детей, преимущественно владетельных крестьян, мещан и купцов.

В 1913 г. - 72 % неграмотных среди населения уезда. В сметах на образование в Земстве были такие статьи затрат: на подвоз учащихся н лошадях в школу, на приобретение книг и бумаги, сменной обуви, на медицинское обследование детей, теплую одежду, обогрев школ, призрение сирот, лечение детей и даже стрижку. Среднее количество учащихся в классе от 5-15 человек. 

Само слово "интеллигенция" вошло в обиход в России после реформ и впервые появилось в статьях модного тогда писателя П.Д. Боборыкина. Сам слой интеллигенции был еще очень узок. По посчетам исследователей в 1860-х гг. насчитывалось около 20 тыс. человек, занимающихся интеллигентным трудом. К концу столетия это число увеличилось до 20 тысяч, но и тогда они составили всего 0,2 % от 125-миллионного населения империи. Среди разночинцев учителя народных школ занимали самую значительную часть. ("Россия. Великая судьба", с.537, М. 2006). 

Манифест от 29 апреля 1881 г. 

"О призыве всех подданых к служению верою и правдою Его императорскому величеству и государству, к искоренению гнусной крамолы, к утверждению веры и нравственности, доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению порядка и правды в действии учреждений России".

С 1884 г. появился закон о "кухаркиных детях", в котором рекомендовали ограничить поступления в гимназии детей лакеев, поваров, прачек, за исключением одаренных необыкновенными способностями, чтобы не "выводить из среды к коей они принадлежат". Одновременно стало резко увеличиваться число церковно-приходских школ. В них детей обучали в первую очередь Закону Божьему, воспитывали в них преданность и уважение к Церкви и священникам, руководителю. 

Изучив данные статистического комитета и результаты переписи населения России 28 января 1897 г. Д.И. Менделеев пришел к ошеломляющим выводам в демографии. -Население России имеет прямую и реальную возможность удваиваться в каждые 40 лет. Естественно при условии отсутствия за эти годы локальных войн, впрочем, "Заветные мысли" вышли уже после русско-японской войны. 

Со стороны правительства забота о росте населениявыразилось в реформах 1894-97 гг. Манифест от 14 ноября 1894 г. понижены проценты для заемщиков крестьянского банка до 4,5 %. Образованы благотворительные банки и общества в уездных городах. Дарованы особые льготы, вызванные "современным неблагоприятным положением земледелия, дающего средства к существованию большей части населения "Империи". Под "неблагоприятными условиями" подразумевается неурожайный 1891 год (только один из 20 лет) и его последствия. В 1895 г. утверждено ассигнование свыше 3 млн.рублей в год на церковно-приходские школы и школы грамот. 

Именной указ от 13 января 1895 г., который повелено ежегодно отпускать из государственного казначейства 500000 руб. для оказания помощи нуждающимся ученым, писателям, публицистам, учителям и врачам, а главное их вдовам и сиротам. Пробел в системе благотворительности восполнен утвержденным 1 сентября 1895 г. положением о попечительстве над домами трудолюбия и работными домами под покровительством ИМп. Александры Федоровны. Законом 13 мая 1896 г. установлены значительные облегчения по взиманию с крестьян выкупных платежей, которые могут быть пересрочены на новые сроки - с понижением текущего процента до 4, вместо 5 и 4,17 %, а частью даже отсрочены без начисления %. 

Многие исторические документы и воспоминания старожилов говорят за то, что нашими предками была создана достаточно эффективная система управления, самоорганизации, социальной защиты и сельского образования. Сеть учреждений народного образования в XIX веке состояла: народные (бесплатные) сельские школы, церковно-приходские школы, трехклассные училища (школы), четырехклассные городские училища, воспитательные дома, реальные училища и гимназии в губернских городах. а также школы грамоты для взрослых. К концу XIX века эта система образования была сформирована временем как самая оптимальная и приемлемая для местных условий. Она охватила запросы всех слоев общества русского Севера. 


  Какова же история народного образования в нашем крае?

Одной из ее потаенных страниц является прошлое Каргопольского духовного училища.

26 сентября 1909 года в этом учебном заведении выспутил с лекцией учитель Г. Сергиевский. Она была посвящена 100-летию училища и опубликована в "Олонецких ведомостях" 21 марта 1911 года. Сведения о нем содержаться также в книге профессора П. Знаменского "Духовные школы России до реформы 1808 года", а также в книгах Е. Прилежаева "Новгородские епархиальные школы в Петровскую эпоху" и Б.Титлинова "Духовная школа в России в XIX столетии". Тем, кто заинтересован в более глубокой разработке этой темы, рекомендую обратится к этим источникам. 

"Первые сведения о духовной школе в Каргополе относится к Петровской эпохе, говорится в лекции Г. Сергиевского, а именно к двадцатым годам XVIII столетия". 

С 1719 года город Каргополь в епархиальном управленииотносился к Новгородской епархии. В 1721 году на Новгородскую кафедру вступил преемником митрополита Иова архиепископ Феодосий Яновский, ревностный распространитель образования, он открыл во всей, весьма обширной тогда, епархии пятнадцать низших "партикулярных"школ, в числе  каковых была и "малая школа" в Каргополе. В первой Каргопольской духовной школе ученье началось в 1723 году. Всех учеников в этом году в школе было 26 в возрасте от 7 до 20 лет; десятеро- дети городского духовенства, прочие - из разных приходов Каргопольского заказа. 

Общий курс школьного обучения состоял из заучивания "Десятичного букваря", как назывался в школах учебник Феофана Прокоповича "Первое учение отроком", Часослова, Псалтыря и в обучении к письму, но в Каргополськой школе сверх этого приходилась еще "Славянская грамматика". (Газета Каргополье, 24.12.1991 г.) 

 

 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 
 
 

ИНВЕСТОРУ

ИНВЕСТИЦИОННАЯ КАРТА

ЖКХ и ДОРОГИ

 

 


 



 


 
Телефон единой дежурной диспетчерской службы:
21-8-97

Телефоны доверия правоохранительных и контролирующих органов по пресечению преступлений и других правонарушений в сфере лесопользования и движения лесопродукции:
21-0-87 и 21-7-72.

 

Контакты

Администрация Каргопольского муниципального округа

Адрес: 164110,
Архангельская область,
г. Каргополь, ул. Победы, д. 20

Телефон: (81841) 2-14-08

Факс: (81841) 2-14-08

Электронная почта: akargopol@yandex.ru

Форма обратной связи
// stat.sputnik.ru