Прокуратура Каргопольского района разъясняет
Об особенностях ответственности юридических лиц по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за коррупционные правонарушения
Статьей 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ) к основным принципам противодействия коррупции отнесено приоритетное применение мер по ее предупреждению.
Действующим законодательством предусмотрена возможность применения к юридическому лицу, от имени или в интересах которого осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает ответственность юридических лиц за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Отличительной особенностью административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.28 КоАП РФ, являются сроки давности привлечения к ответственности, составляющие 6 лет со дня их совершения, а также существенные суммы штрафов, в разы превышающие размеры штрафов по административным правонарушениям в иных сферах правоотношений.
В целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ, применяется предусмотренный статьей 27.20 КоАП РФ арест имущества юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении заключается в запрете юридическому лицу распоряжаться арестованным имуществом, в установлении ограничений, связанных с владением и пользованием таким имуществом.
Арест денежных средств, находящихся во вкладах и на счетах в банках или иных кредитных организациях, осуществляется в случаях отсутствия у юридического лица иного имущества.
Юридическое лицо может быть освобождено от ответственности за административное правонарушение, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство (примечание 5 к статье 19.28 КоАП РФ). Однако необходимо учитывать, что освобождение юридического лица от ответственности возможно только при условии совершения в совокупности всех перечисленных в законе действий, направленных на способствование выявлению правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением.
Привлеченные к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ юридические лица не вправе участвовать в закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в течение двух лет с момента привлечения к такой ответственности. (пункт 7.1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Меры по предупреждению коррупции для юридических лиц
В силу статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к основным принципам противодействия коррупции отнесено приоритетное применение мер по ее предупреждению.
В целях активизации этого процесса с 1 января 2013 года действует статья 13.3 названного Федерального закона, устанавливающая обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции.
Эта обязанность распространяется на все организации (юридические лица) независимо от их форм собственности, организационно-правовой формы и штатной численности, то есть не только на государственные и муниципальные учреждения и предприятия, но и на акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, иные коммерческие и общественные организации.
В части 2 статьи 13.3 закона содержится примерный перечень мер по предупреждению коррупции, которые могут приниматься в организации. Среди них:
- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- сотрудничество организации с правоохранительными органами;
- разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Для формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.
Так, организациям предлагается закрепить в едином документе, с названием «Антикоррупционная политика (наименование организации)» сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике.
Рекомендации содержат как алгоритм разработки данного документа, так и предложения по его содержанию и последующему исполнению.
Кроме того, Методические рекомендации содержат большое количество справочной информации по вопросам противодействия коррупции, в том числе:
- сборник положений нормативных правовых актов, устанавливающих меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
- нормативные правовые акты зарубежных государств по вопросам противодействия коррупции, имеющие экстерриториальное действие;
- обзор типовых ситуаций конфликта интересов;
- типовую декларацию конфликта интересов, антикоррупционную хартию российского бизнеса.