Филиал ФГБУ "ФКП Росреестр" информирует:
15 Июня 2017
Кадастровая палата разъясняет необходимость внесения в ЕГРН сведений о границах объектов землеустройства.
На сегодняшний день Российское законодательство к объектам землеустройства относит территории субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальные зоны (зоны определенные градостроительным зонированием: жилые, общественно-деловые, производственные, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры и другие), а также части указанных территорий и зон.
В настоящее время материалы территориального планирования разработаны большинством муниципальных образований, расположенных на территории Архангельской области и Нененецкого автономного округа, то есть границы объектов землеустройства юридически установлены. Однако данная информация носит лишь описательный характер и не содержит сведений о координатах границ.
В соответствии с законодательством, органы государственной власти и местного самоуправления, после утверждения материалов территориального планирования, обязаны направлять в орган регистрации прав копии нормативно-правовых актов об установлении или изменении границ административно-территориальных единиц и территориальных зон с обязательным приложением к ним документа, отображающего в текстовой и графической формах сведения о местоположении границ, площади и иных характеристиках объекта землеустройства.
Сейчас в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения лишь о границах 34 муниципальных образований из 226, расположенных на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа, и о границах 25 населенных пунктов – из 3999 существующих, а сведения о границах субъектов и границах территориальных зон вообще отсутствуют.
После внесения сведений о границах объектов землеустройства в реестр недвижимости, данные об их местоположении приобретают доступный характер и отображаются на публичной кадастровой карте, размещенной на официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru.
Между тем, отсутствие сведений о границах объектов землеустройства в реестре недвижимости создаёт неудобства всем участникам имущественных отношений. К примеру, проблемы могут возникнуть как в области регулирования земельных отношений, касающихся предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам, размещения объектов капитального строительства, так и при определении налогооблагаемой базы.
Кроме того, потенциальные покупатели не могут оценить месторасположение объекта недвижимости, тем самым возрастают риски, связанные с совершением сделок.
В январе 2017 года Правительством Российской Федерации утверждены 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации.
В феврале 2017 года в Архангельской области и Ненецком автономном округе были утверждены «дорожные карты» внедрения в регионе целевых моделей «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества» и «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества», мероприятия которых должны способствовать улучшению инвестиционного климата по каждому из направлений.
Большое значение в целевой модели по кадастровому учету отведено работе регионов по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и населенных пунктов. Целевая модель по кадастровому учету направлена на повышение эффективности процедуры предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и улучшение инвестиционного климата региона.
Наличие в реестре недвижимости актуальных сведений о границах объектов землеустройства позволит сократить сроки постановки объектов недвижимости на государственный кадастровый учет, и повысить качество регистрационного процесса.
Оспаривание кадастровой стоимости юридическими лицами в комиссии
Кадастровая стоимость представляет интерес для обладателей объектов недвижимости главным образом тем, что на основе указанной величины рассчитываются многие платежи (налоги, арендная плата и др.). В случае несогласия с размером кадастровой стоимости своей недвижимости юридическое лицо вправе ее оспорить.
Кадастровая стоимости может быть оспорена в суде или специально созданной для этой цели Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (Комиссия). При этом для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок обращения в Комиссию, на котором остановимся подробнее.
На территории Архангельской области Комиссия создана и функционирует при Управлении Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (г. Архангельск, ул. Садовая, д.5, корп.1), куда и следует обращаться заинтересованным лицам. Законом предусмотрено два основания для оспаривания кадастровой стоимости. Первое, самое универсальное и распространенное -установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Второй случай является исключительным и подходит для ситуаций, когда при определении кадастровой стоимости использовались недостоверные сведения об объекте недвижимости. Так, например, площадь земельного участка одна, а оценщик рассчитал кадастровую стоимость исходя из другого значения.
Законом установлен определенный перечень документов, который должен быть представлен юридическим лицом в Комиссию вместе с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости:
-выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
-нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;
-документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление подается по основанию недостоверности сведений;
-отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненный оценщиком и составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление подается в связи с установлением рыночной стоимости.
При этом заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
В течение одного месяца с даты поступления заявления Комиссия должна его рассмотреть и принять решение о пересмотре кадастровой стоимости или об отклонении заявления. Рассмотрение заявления проводится на заседании, на котором вправе присутствовать заявитель и иные лица.
Принятие Комиссией решения об отклонении заявления не исключает возможность повторного обращения лица в Комиссию с соответствующим заявлением. В рассматриваемом случае следует заново представить заявление с приложением необходимых документов и устранить причины, послужившие основанием для принятия отрицательного решения.
Учитывая то, что оспаривание кадастровой стоимости в Комиссии является процессуально несложной процедурой, требующей меньших затрат в сравнении с судебным порядком (так, размер госпошлины для юридических лиц составляет 2000 рублей за каждый объект), административный порядок пересмотра стоимости представляется весьма действенным и оперативным механизмом защиты нарушенного права юридического лица.